Может ли малый бизнес позволить себе BPMS?

Стереотип о том, что автоматизация бизнес-процессов нужна только крупным корпорациям, постепенно сменяется пониманием простой истины: электронная почта и планировщик – далеко не единственные инструменты организации работы, которые доступны малому бизнесу. К тому же, финансовая сторона вопроса автоматизации процессов с появлением инструментов BPM приобрела «человеческое лицо». Приобщение к автоматизации больше не выглядит пугающим и затратным. Но по карману ли будет малому бизнесу BPMS?

BPMS подходит для оптимизации бизнес-процессов, независимо от размера бизнеса

Может ли малый бизнес позволить себе автоматизацию?

Где нужен BPM?

Инструменты BPM необходимы тем фирмам и компаниям, где рабочие процессы можно охарактеризовать как сложные и регулярные. Вот лишь небольшой список бизнес-процессов малого бизнеса, где могут быть использованы инструменты BPM:

  • Заключение договоров и отслеживание исполнения контрактов.
  • Взимание платежей. Особенно это актуально, когда платежи поступают от большого количества клиентов, например, в интернет-магазине.
  • Развитие интерактивного обучения. Актуальное направление для компаний, имеющих удаленные офисы или сотрудников.
  • Рабочие и проектные коммуникации. В избыточных неформальных коммуникациях теряются ресурсы, а слабое звено вычислить трудно. Согласования, контакты в рамках исполнения проекта, коррекция действий по исполнению контракта могут проходить просто и эффективно. Автоматизация таких простых, на первый взгляд, вещей позволит больше не задаваться вопросом, на каком этапе находится проект или задача.
  • Анализ маркетинговых усилий. Что сделано и насколько эффективно, что еще можно сделать и какими средствами?
  • Мониторинг сотрудников и определение достижения необходимых показателей. Эффективность каждого человека должна хотя бы соответствовать уровню его зарплаты, не так ли?
  • Документооборот. Чем больше требуется процедурных согласований и подтверждений, тем больше бумаг приходится заполнять, поэтому переход на электронный документооборот – насущная задача для любого бизнеса, который вышел из стадии устных распоряжений.
  • Сервисное обслуживание клиентов. Небольшие компании зачастую просто не имеют достаточного количества персонала или квалифицированного персонала для обеспечения того уровня сервиса, который требует рынок, поэтому оптимизация процесса обслуживания клиента помогает решить эту проблему.

Список задач и подзадач, решаемых BPM, можно продолжать долго, но принцип ясен: любой из операционных, обслуживающих или управленческих процессов малого бизнеса может быть описан, формализован и автоматизирован с помощью инструментов BPM.

BPM успешно использует малый бизнес различного профиля: производственный, торговый, медицинский

BPM подходит для бизнеса и команды любого профиля

Когда BPM не нужен?

Множество представителей малого бизнеса вполне могут работать и без автоматизации. Кому BPM не нужен?

  • Линейному бизнесу с простыми процессами. Например, производственному предприятию семейного типа: пекарне, работающей с одним-двумя заказчиками. Позже, когда пекарня станет «Кондитерским домом», расширит производство, а заказчики станут исчисляться десятками и сотнями, ее процессы будут усложняться и необходимость в их автоматизации возникнет.
  • Стартапам на ручном управлении. У них просто не существует регулярных сложных процессов, которые нуждаются в автоматизации.

Говоря обобщенно, BPM не нужен там, где отсутствуют сложные и/или регулярные процессы.

BPM для небольшого или несистемного бизнеса, как правило, не требуется

Бизнес жесткого ручного управления редко нуждается в автоматизации

Что дает BPMS малому бизнесу?

Когда нет возможности и/или необходимости внедрения комплексной автоматизированной системы, когда необходимо привести к единому регламенту отдельный процесс или процедуру, когда требуется экономно решить задачу автоматизации в малом бизнесе – на помощь приходит BPM. В чем его реальная выгода для бизнеса?

  • Повышение эффективности процесса путем его формализации и четкого описания процедур исполнения.
  • Экономия ресурсов. Уменьшается количество времени на решение задачи, количество персонала, который требуется для исполнения, и себестоимость конкретного бизнес-процесса снижается.
  • Повышение контроля исполнения решений, задач и достижения целей. Всегда можно видеть, на каком этапе находится тот или иной процесс, будь то оплата счета, тестирование сайта или дизайн новой этикетки.
  • Мониторинг и аналитика станут наглядными и измеримыми, на их основе можно принимать управленческие решения различной сложности.

Так что BPM для малого бизнеса и доступен, и оправдан, и полезен. Что касается финансовых затрат, то они вполне по силам даже небольшим компаниям.

You may also like