Паттерны BPMN #2. Избавляемся от циклов в бизнес-процессах

Чаcто в схемах бизнес-процесса можно увидеть такую конструкцию:

Если в перевести в текстовый формат, то получится так «Исполнитель сделал задачу, проверяющий её проверил и дал комментарии, исполнитель исправил..» и так до упора.

Это проблема, потому что этот цикл согласования может быть бесконечный — это плохо для анализа бизнес-процессов (см. Process Mining) С другой стороны, бизнес-процессы требуют согласований и проверок, с этим ничего не поделаешь.

Выход есть — он описан в этой статье.

Циклы это проблема, смотрите сами — вы теряете контроль над сроками завершения процесса — он может быть бесконечный.

 

Как отобразить согласование и исправление по замечаниям, без создания возможности бесконечного цикла

Я знаю 2 метода:

1. Радикальный

Закладываем 1 исправление в схему бизнес-процесса

Очень удобно, что модель такая простая и понятная. С другой — что делать, если переделывать заявку пришлось больше одно раза? Такой способ подойдет, если в бизнес-процессе речь идет о сущности, которую очень сложно сделать плохо. Например, заявка на оплату счёта.

2. Мягкий

Пусть владелец процесса управляет тем, сколько раз переделывать заявку считается приемлемым.

Модель стала сложнее, зато более применима в реальности. В текстовом формате читается так: «Каждый заход на согласование увеличивает переменную «Количество согласований». В бизнес-правиле перед шлюзом проверяется – не превышено ли количество допустимых согласований. Если превышено, то процесс проходит в бизнес-процесс «Контроль качества». Бизнес-правило это такая таблица, которую владелец процесса может перенастраивать без изменения процесса.

Такой вариант подходит для сложных сущностей, например, коммерческие предложения, договоры. Механизм со службой качества помогает собирать статистику.

Бонусом получаем повышенную мотивацию у исполнителей — никто не любит, когда из-за ошибок водят на разборки.

You may also like